Белорусского Экзархата РПЦ, учреждена в янв. 1900 г. как Гродненская и Брестская, в 1923-1939 гг.- Гродненская и Новогрудская (в 1925-1939 в составе Польской правосл. автокефальной Церкви), в кон. 1939 г. упразднена, в 1940-1941 гг.- Гродненская и Вилейская, в 1942-1944 гг. Гродненская и Белостокская (в составе Белорусской правосл. автокефальной Церкви), в 1945-1948 гг.- Гродненская и Барановичская, в 1949-1950 гг.- Гродненская и Лидская, в 1951 г.- Гродненская и Брестская, в том же году упразднена, 18 февр. 1992 г. восстановлена в составе Белорусского Экзархата РПЦ с совр. названием. Г. и В. е. занимает зап. часть Гродненской обл. Республики Беларусь, разделена на 8 благочиннических округов: Берестовицкий, Волковысский, Гродненскийгородской, Гродненский районный, Зельвенский, Мостовский, Свислочский, Щучинский. Кафедральный город - Гродно. Кафедральный собор - в честь Покрова Пресв. Богородицы. Правящий архиерей - еп. Артемий (Кищенко; с 4 февр. 1996). К янв. 2006 г. в епархии действовало 87 приходов, служили 87 священников и 6 диаконов.
Cогласно Туровскому уставу (XIV в.) и Киево-Печерскому Патерику в редакции архим. Иосифа (Тризны) (XVII в.), города Понеманья (Чёрной Руси) Городно (Городня, Городень, с XVI в. Гродно) и Волковыск (Волковыеск) первоначально входили в состав Туровской епархии, учрежденной в кон. XI или в 1-й четв. XII в.
По археологическим данным, Городно возник в кон. X - нач. XI в. на высоком мысе Замковой горы, у впадения р. Городничанки (Городни) в Неман как укрепленный пункт слав. племен дреговичей и волынян на балтско-ятвяжских землях. Город быстро развивался. В XI - 1-й пол. XII в. укрепленный детинец имел деревянную жилую застройку, неск. улиц, выходивших на площадь; не исключено, что на ней располагался деревянный правосл. храм. Вокруг детинца (Старого замка) позднее был построен укрепленный окольный ремесленно-торговый город (Новый замок). В нач. XII в. город стал столицей Городенского княжества, правители к-рого были связаны политическими и династическими узами с владимиро-волынской ветвью Мономашичей, поддерживали последних в борьбе за обладание Киевом.
Во 2-й пол. XII в. в Городно шло активное каменное строительство. По-видимому, заказчиками и ктиторами являлись сыновья первого известного по летописям городенского кн. Всеволода († 1141/42) князья Борис († после 1151), св. Глеб († 1170?) и Мстислав († после 1184). На Замковой горе деревянно-каменные укрепления детинца были заменены на оборонительные стены из плинфы, возведены каменные княжеский терем и Нижняя церковь. По мнению польск. археолога З. Дурчевского, проводившего исследования Старого замка в 30-х гг. ХХ в., Нижняя церковь сгорела в 1183 г. и более не возобновлялась, на ее месте в кон. XIII - нач. XIV в. построена Верхняя церковь (разобрана в посл. четв. XVI в.). В 80-х гг. XII в. на территории посада, названного в XV в. Коложским, из плинфы возведена Борисоглебская (Коложская) ц., со 2-й пол. XV в. являвшаяся главным храмом гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря (кроме того, предание приписывает городенским князьям Борису и Глебу основание более древней Борисоглебской ц.). В кон. XII в. в Городно была также построена 6-столпная Пречистенская ц. на Подоле (в 1635 при ней был учрежден базилианский жен. мон-рь, в 1843 преобразованный в правосл. гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь). Археологический материал дает основание полагать, что в XII в. в Городно существовали др. каменные храмы: в Новом замке и на посаде - т. н. Малая церковь. На территории Туровской епархии Городно обладал самым большим количеством каменных построек.
О широком распространении христианства в Городно и его окрестностях свидетельствуют найденные при раскопках в городе предметы христ. обряда, относящиеся к XII-XIII вв.: медная пластина алтарной перегородки с надписью и с изображением ап. Павла, кресты, мощевики, медальоны и др. В Гродно найдены христ. граффити на металлических предметах и на стенах Коложской ц. (Глiньнiк В., Залiзаў I. Калажанскiя графiцi з XIII ст. // Гiстарычна-археалагiчны зб. Мiнск, 1996. № 8. С. 85-88; Ткачоў М. А. Старажытны горад Гродна // Памяць. Мiнск, 1999. С. 37).
К сер. XIII в. Городенское княжество было разделено на ряд владений, из них Волковысское, Свислочское и Слонимское княжества с 40-х гг. XIII в. были подчинены Литовскому вел. кн. Миндовгу, к-рый вел борьбу с Галицким вел. кн. Даниилом Романовичем за обладание Понеманьем, в первую очередь Новогородком (совр. Новогрудок), Городно и ятвяжскими землями. В 1252 и 1258 гг. Романовичи захватывали Городно, но не смогли его удержать. После неудачных походов 1260, 1275 и 1278 гг. галицко-волынским князьям пришлось отказаться от попыток завладеть крепостью.
С сер. XIII в. среди сев.-зап. владений вел. кн. Даниила Галицкого известен г. Турийск (совр. дер. Турейск Щучинского р-на), ранее входивший в состав Городенского княжества. В 1252 г. Турийск выдержал нападение литов. кн. Войшелка, разорившего его окрестности (Войшелк был послан Миндовгом в отместку за потерю литовцами Городно и др. мест).
Др. центром, за к-рый шла борьба между галицко-волынскими и литов. князьями, был Волковыск. Впервые он упоминается в Ипатьевской летописи под 1252 г. По результатам археологических раскопок возникновение Волковыска можно отнести к сер. или 2-й пол. X в. Первоначально это было укрепленное валом поселение на Шведской горе на р. Рось. На рубеже XI и XII вв. в 0,5 км от него возникли поселения на городище Муравельник и на Замчище. В сер. XII в. Волковыск был разрушен, по-видимому, в ходе борьбы за киевское наследие между ростово-суздальским кн. Юрием (Георгием) Владимировичем Долгоруким и владимиро-волынским кн. Изяславом (Пантелеимоном) Мстиславичем, в числе сторонников последнего были правители Городенского княжества.
В посл. трети XII в. в Волковыске на Замчище началось возведение 3-нефного 6-столпного храма, по особенностям плана и строительному материалу близкого к Нижней церкви в Городно. Можно предположить, что оба храма строились одной артелью по заказу городенского князя. Строительство церкви в Волковыске остановилось после закладки фундамента (Каргер. 1968. С. 427-428). В ходе археологических раскопок на Шведской горе в Волковыске в слое XII в. обнаружены части хороса, небольшие иконы, застежки от книг, писалы-стили, значительное количество предметов с надписями, что свидетельствует о широком распространении грамотности среди горожан.
В сер. XIII в. Волковыск упоминается как центр небольшого княжества во главе с кн. Глебом. Волковысский князь занимал подчиненное положение по отношению к правителю Новогородка и Литовского великого княжества. Ок. 1253/54 г. в результате мира, заключенного между литов. правителем и галицко-волынскими князьями, сын вел. кн. Даниила Галицкого Роман († ок. 1260), женившись на дочери Глеба Волковысского, получил от литов. стороны в держание Новогородок, Волковыск, Слоним и ряд др. городов. Позднее эти владения перешли к его брату кн. Шварну Даниловичу (ум. ок. 1269). В нач. XIV в. Волковыск запустел. В кон. столетия, во время подчинения города вел. кн. Витовту, жизнь в городе оживилась. Наряду с Городно и Новогородком Волковыск считался одним из адм. центров понеманских волостей. В списке «А се имена всем градом рускым, далним и ближним», где названы Гродно, Лида и Новогородок, Волковыск не упоминается (ПСРЛ. Т. 3. С. 476).
Галицко-волынские князья утратили контроль за Понеманьем в период правления Литовского вел. кн. Тройдена (ок. 1270-1282), к-рый в 1276 г. поселил в подчиненных ему Городно и Слониме язычников-пруссов, бежавших от крестоносцев. В 1289 г. литов. князья братья Бутигейд и Пукувер отдали Волковыск владимирскому и берестейскому кн. Мстиславу Даниловичу († после 1300), «абы с ними мир держал» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 933). В нач. XIV в. Городно начал управлять ближайший соратник вел. кн. Литовского Гедимина - правосл. кн. Давид († 1326), сын псковского кн. св. Довмонта (Тимофея). В 60-х гг. XIV в. в Городно правил кн. Патрикий Кейстутович, а после его смерти - его младший брат Витовт (с 1374), в руках к-рого в 80-х гг. XIV в. сосредоточилась власть почти над всеми крупными городами Понеманья и Подляшья. С сер. XIV в. Городно и Волковыск входили в состав Трокского судебно-адм. окр. Великого княжества Литовского.
После 3-летней борьбы с польск. кор. Владиславом (Ягайло) Витовт в 1392 г. был поставлен правителем Великого княжества Литовского, получил города Городно (к-рый стал 2-й после Вильно столицей Великого княжества Литовского), Троки, Волковыск и др. В кон. 90-х гг. XIV в. в Городно Витовт построил вместо деревянного каменный готический замок (этого требовала необходимость обороны города: в кон. XIII - нач. XV в. он более 10 раз подвергался осадам, преимущественно войсками ордена меченосцев), в 1389 г. на Торговой пл. была возведена фара Витовта - Пречистенский деревянный костел (с 1587 каменный, в 1807 освящен как правосл. Софийский собор, в 1961 взорван). В 1406 г., после похода на Псков, Витовт поселил в районе Борисоглебской ц. часть пленных жителей псковского пригорода Коложа, название к-рого перешло на гродненский посад.
Религ. политика, проводившаяся Витовтом в согласовании с его верховным сюзереном - польск. королем, была направлена на поддержку деятельности католич. Церкви на землях Великого княжества Литовского, в частности в родовых владениях Витовта. До 1409 г. Витовт выступил в качестве главного фундатора и ктитора костела во имя св. Николая Чудотворца в Волковыске, на содержание к-рого вел. князь пожаловал с. Ясиновичи, имения Волконовичи, Лебетовчину и Исаевичи. Известны пожалования Витовта костелам в Городно и Новогородке, получившим от него села и земли (Vitoldiana. N 20. S. 26; N 46. S. 52-53). В нач. XV в. Витовт запретил на литов. землях строительство правосл. церквей (Ibid. N 50. S. 56). В то же время в обмен на денежную помощь Витовт поддерживал католич. (литов. и нем.), евр. и арм. общины в Понеманье (Лазутка С., Гудавичюс Э. Привилегия евреям Витаутаса Великого 1388 г. М.; Иерусалим, 1993).
Ок. 1317-1330 и в 1354-1361 гг. гродненские земли, будучи частью Туровской епархии, входили в состав Литовской митрополии. По-видимому, с нач. XV в. (несомненно, со времени свт. Фотия, занимавшего Киевскую митрополичью кафедру в 1408-1431) гродненские земли находились под непосредственным управлением Киевских митрополитов, как об этом свидетельствует ставленая грамота митр. св. Ионы протодиак. Михаилу на наместничество в Киеве от 9 февр. 1451 г. Власть митрополичьего наместника распространялась помимо Киева на Вильно, Городно, Новогородок и «по всем градом, и местом, и селом, где ни есть мои митропольскии церкви». При этом митр. Иона писал, что такие границы наместничества установились «при моем брате, при Фотее митрополите» (РФА. Ч. 1. № 44. С. 172). Киевским митрополитам подчинялся гродненский Борисоглебский Коложский мон-рь, имевший право выборного самоуправления.
В 1414 г. Витовт отказался принять в Городно митр. Фотия, совершавшего объезд западнорус. епархий, на святителя и его свиту по приказу литов. правителя было совершено нападение. Витовт запретил митрополиту посещать Великое княжество Литовское, конфисковал принадлежавшие ему земли. Литов. правитель принудил западнорус. епископов собраться в Новогородке и избрать 15 нояб. 1415 г. Киевским митрополитом Григория Цамблака. В 1420 г., после смерти митр. Григория, Витовт примирился со свт. Фотием, зап. и вост. части Киевской митрополии объединились.
XV - кон. XVI в. были периодом активного участия русско-литов. правосл. магнатов и горожан в жизни гродненских правосл. храмов и мон-рей. Материальное благосостояние мн. правосл. храмов и мон-рей поддерживали данные им властями привилегии в торговле солью и воском, а также земельные пожалования (в частности, в 1529 кор. Сигизмунд I выделил часть доходов с королевских имений для содержания богадельни при Борисоглебской (Коложской) ц., одновременно Пречистенская, Воскресенская, Троицкая и Крестовоздвиженская церкви Гродно получили земельные пожалования в Ольшанском урочище).
В нач. XVI в. в Гродно существовали правосл. церкви: монастырская Борисоглебская (XII в.), Воскресенская каменная (ХIII - нач. XIV в.), входившая в замковый комплекс (после пожара в 1613 отстроена на территории города), Пречистенская соборная (XII в.), при к-рой с 1565 г. существовали госпиталь и богадельня, а также Николаевский костел. В 1558-1560 гг. королевские ревизоры С. Дыбовский и Л. Война при инвентарном описании Гродненской экономии назвали в Гродно 5 церквей, 2 костела и синагогу (Писцовая книга Гродненской экономии. Ч. 2. Вильна, 1882. С. 87, 88). Кроме Пречистенской соборной и Борисоглебской монастырской церквей существовали Крестовоздвиженская на Подоле, отданная в 1674 г. кармелитам, Троицкая (на Немецком рынке, известна с 1511), Николаевская (на юж. окраине). Упоминаются также Симеоновская (позже на ее месте построен иезуитский костел) и Малая Коложская. В кон. XVI в. в Гродно и пригороде действовало 9 правосл. церквей, Коложский муж. мон-рь во имя св. князей Бориса и Глеба, а также 3 костела, 2 католич. монашеских ордена. В 1591 г. в Гродно было учреждено правосл. братство с типографией и школой для обучения детей «письму греческому и русскому, арифметике».
С 1536 г. известен правосл. Пречистенский храм в Волковыске. В XVI в. были возведены правосл. церкви в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мурованке (совр. Щучинский р-н) и во имя арх. Михаила в Сынковичах (совр. Зельвенский р-н).
В сер. XVI в. в Зап. Белоруссии широко распространились насаждаемые местными магнатами протестант. учения: кальвинизм, к-рому покровительствовал кн. Николай Радзивилл Чёрный, и социнианство, насаждавшееся Я. Кишкой. Распространение протестант. идей в западнобелорус. землях (как и во всей Речи Посполитой) было остановлено в ходе Контрреформации благодаря деятельности иезуитов, основывавших уч-ща и мон-ри. К кон. XVI в. на гродненских землях было открыто 8 школ иезуитов (в Гродно, Слониме, Дрогичине и др. городах).
После принятия большинством западнорус. епископов во главе с Киевским митрополитом Брестской унии 1596 г. почти все правосл. храмы и мон-ри в гродненских землях в течение неск. десятилетий перешли к униатам, к-рые основали здесь 13 базилианских мон-рей (см. ст. Василиане). Униатскими приходами и мон-рями на Гродненщине управлял митрополит, живший в Вильно или Новогрудке.
Ужесточение законов Речи Посполитой в отношении православных и агрессивная прозелитическая деятельность иезуитов способствовали тому, что большинство местной правосл. шляхты в кон. XVI - 1-й трети XVII в. перешло в католичество (Воловичи, Кунцевичи, Халецкие, Ходкевичи и др.). В 1622 г. по инициативе гродненского старосты С. Косодубского в городе была устроена миссия иезуитов, в 1625 г. преобразованная в резиденцию, в 1664 г.- в коллегию. Миссии иезуитов были также основаны в Волковыске и др. городах (ликвидированы в связи с запретом деятельности Об-ва Иисуса в Речи Посполитой в 1773). В 1643 г. магнаты-католики Веселовские основали в Гродно жен. мон-рь во имя св. Бригиты, на содержание к-рого ктиторы пожертвовали неск. участков в городе и имения в Гродненском и Волковысском поветах. До 1655 г. на Гродненщине появилось 22 новых католич. костела и мон-ря. Политика латинизации и полонизации распространялась не только на православных, но и на униатов. Последний крупный переход униатов в католич. обряд на гродненских и виленских землях произошел вскоре после 1795 г., когда его приняли ок. 200 тыс. чел.
К кон. XVIII в. в Гродно не сохранилось ни одного правосл. прихода. Верными Православию на гродненских землях оставались мон-ри: заблудовский в честь Успения Пресв. Богородицы, бельский во имя свт. Николая Чудотворца, дрогичинские в честь Св. Троицы и Спасо-Преображенский, подчинявшиеся Киевскому митрополиту, к-рый с 1783 г. управлял ими, как и всеми правосл. жителями Речи Посполитой, посредством своего наместника - Слуцкого архимандрита. В нач. 1785 г. между Россией и Польшей было достигнуто соглашение о восстановлении в пределах Речи Посполитой правосл. Переяславской и Бориспольской епископской кафедры в юрисдикции РПЦ, во главе к-рой указом имп. Екатерины II от 27 марта 1785 г. был поставлен бывш. Слуцкий архим. Виктор (Садковский), епископская хиротония к-рого состоялась 9 июня в киевском Софийском соборе; одновременно еп. Виктор стал коадъютором Киевского митрополита.
В 1795 г., согласно условиям 3-го раздела Речи Посполитой, Гродно и Волковыск с прилегающими землями вошли в состав Российской империи, в 1799 г. стали частью Минской и Литовской епархии. В образованной в 1801 г. Гродненской губ. православными были только 3 церкви и брестский мон-рь во имя прп. Симеона Столпника, в то же время в губернии действовало 559 костелов (Гродненские ЕВ. 1906. № 6. С. 69). В 1807 г. запустевший гродненский фарный костел после перестройки был освящен как правосл. Софийский собор, к-рый стал кафедральным. В 1833 г. правосл. паства Гродненской губ. в связи с изменением границ епархий вошла в состав Минской и Гродненской, в 1840 г.- Литовской и Виленской епархии. В 1840 г. учреждено Брестское викориатство Литовской епархии, с 1848 г. местопребыванием викарного епископа стал гродненский Борисоглебский мон-рь.
В 1828 г. по указу имп. Николая I униат. диоцезы в Российской империи были объединены в 2 епархии - Литовскую и Белорусскую. В состав Литовского диоцеза вошли Гродненская и Виленская губернии, Белостокская обл. и часть смежных земель. Епархиальное управление и епископская кафедра находились в Жировицком мон-ре. Здесь же помещалась униат. ДС, в ведении к-рой находилось неск. униат. ДУ. В XVIII в., особенно после Замойского Собора 1720 г., униат. Церковь на белорус. землях (в первую очередь базилианские мон-ри) подверглась активной латинизации и полонизации, в униат. богослужении были сильны элементы католич. обряда, духовенство говорило по-польски, обучение в белорус. униат. и католич. приходских школах велось тоже на польск. языке.
Униатов воссоединение, состоявшееся на Полоцком Соборе в 1839 г., по замечанию Литовского митр. Иосифа (Семашко), в Гродненской губ. увенчалось полным успехом, особенно среди белого духовенства. В нач. 1863 г., согласно данным военного губернатора Северо-Западного края В. И. Назимова, население Гродненской и Виленской губерний «почти наполовину принадлежит православной Церкви» (цит. по: Сталюнас. 2003. С. 276). В 1843 г. Богородичный мон-рь базилианок в Гродно был преобразован в правосл. жен. мон-рь в честь Рождества Пресв. Богородицы. В 1853 г. из Супрасля в Гродно переведено ДУ (действовало до 1872). В апр. 1864 г. был учрежден Временный комитет по сооружению правосл. церквей в Гродненской губ. (с 1868 Гродненское губернское церковно-строительное присутствие). В 1864-1890 гг. в Гродненской губ. было построено 97 храмов, в частности, ц. во имя прп. Сергия Радонежского в гродненском мон-ре Рождества Пресв. Богородицы (1866), ц. во имя блгв. кн. Александра Невского в Гродно (1870, разрушена в 1938), отремонтированы 63 церкви. В 1895-1896 гг. проведена реставрация Борисоглебской (Коложской) ц. после обвала ее юж. и части зап. стены в Неман (1853), она действовала как часовня (Малая Коложа).
Основную роль в деле фактического возвращения униатов в Православие по замыслу властей должны были играть церковноприходские школы. В 1860 г. в Гродненской губ. действовало ок. 100 церковных школ, к 1867 г. их число выросло до 400. Активное создание школ в Гродненской губ. (как и в Северо-Западном крае в целом) приходится на 80-е гг. XIX в., после принятия Святейшим Синодом и Мин-вом народного просвещения 13 июня 1884 г. «Правил о церковноприходских школах», согласно к-рым школы переходили в ведение епархиального управления и местного духовенства. Только за 2-ю пол. 1884 г. в Гродненской губ. открылось 28 церковных школ. В 1889 г. в Гродно было создано отд-ние епархиального училищного совета. В 1895 г. при гродненском мон-ре Рождества Пресв. Богородицы начала работу певч. школа. В 1896 г. в Гродно построена Владимирская (Занеманская) церковь-школа.
К кон. XIX в. в Гродненской губ. действовало 4 правосл. мон-ря и более 500 церквей, 2 католич. мон-ря и 90 костелов, 7 протестант. храмов, ок. 60 синагог, молитвенные дома; в Гродно - 2 правосл. мон-ря и 8 церквей, 2 католич. мон-ря и 5 костелов, лютеранская кирха и неск. синагог (в т. ч. самая большая в Белоруссии).
28 дек. 1899 г. Святейший Синод принял решение на части территории Литовской епархии учредить самостоятельную Гродненскую и Брестскую епархию. Пределы новой епархии определялись границами Гродненской губ., к-рая включала территории, совпадавшие с совр. Гродненской и Брестской областями Белоруссии и Подлясским воеводством Польши (адм. центр воеводства - Белосток). Первым Гродненским епископом стал сщмч. Иоаким (Левицкий), бывш. еп. Брестский.
В начале своего существования епархия была разделена на 26 благочиний, имела 654 храма и часовни, в к-рых служили 365 иереев и 30 диаконов, 5 мон-рей с 42 монашествующими (гродненские во имя святых Бориса и Глеба и в честь Рождества Пресв. Богородицы, жировицкий в честь Успения Пресвятой Богородицы, супрасльский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, красностокский в честь Рождества Пресв. Богородицы). В Гродно действовали правосл. храмы: кафедральный Софийский собор, Александро-Невский, Борисоглебский монастырский и Борисоглебский (Коложский), Рождества Пресв. Богородицы в жен. мон-ре, Марфинский (кладбищенский), Владимирская церковь-школа, часовня на правосл. кладбище и 7 домовых церквей.
В 1900/01 г. в Гродненской епархии существовало 1296 церковных школ (учительских и второклассных - 9, двухклассных - 6, одноклассных - 455, школ грамоты - 841). По благословению еп. Иоакима при Жировицком ДУ (преобразовано из униатского в 1839) начали работу ежегодные педагогические курсы для учителей церковноприходских школ. Ежегодно проводились регентские курсы (в Гродно), а также уездные курсы для учителей церковного пения и псаломщиков.
Статус епархиальных имели братства Софийское в Гродно (учреждено в 1882, имело попечение о церковно-школьном деле), слонимское Преображенское (создано в 1560, восстановлено в 1866), брестское Свято-Николаевское (создано в 1591, восстановлено в 1867), красностокское во имя Пресв. Богородицы (учреждено 1903). Почти при каждом храме существовали приходские братства, из к-рых наиболее деятельным было Петропавловское в Волковыске (1866-1870, 1873-1915), ставившее задачей заботу о правосл. храмах Волковыска, устроение часовен на месте уничтоженных правосл. церквей, распространение в городе образования в духе Православия.
В 1901-1915 гг. издавались еженедельные «Гродненские епархиальные ведомости». 9 дек. 1904 г. был создан Гродненский церковно-археологический комитет и музей для изучения, охраны и популяризации церковных древностей. В 1906 г. состоялось освящение отреставрированной Борисоглебской (Коложской) ц. В 1907 г. завершилось строительство храма в честь Покрова Пресв. Богородицы (совр. кафедральный собор) для войск Гродненского гарнизона. 18 мая 1907 г. указом Святейшего Синода учреждено Белостокское викариатство Гродненской епархии.
Во время первой мировой войны большинство священнослужителей и правосл. населения Гродненской губ. было эвакуировано в глубь России. В февр. 1915 г. в Москву выехал архиеп. Михаил (Ермаков) вместе с братией гродненского Борисоглебского мон-ря. В сент. 1918 г. в Гродно прибыл Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий) и в отсутствие правящего архиерея по благословению Патриарха св. Тихона (Белавина) вступил в управление Гродненской епархией.
По Рижскому договору 1921 г. территория Гродненской епархии оказалась в составе Польши. Согласно переписи того же года, на территории епархии жило более 484 тыс. православных, действовало ок. 250 церквей, объединенных в 20 благочиннических округов, и 2 мон-ря (жировицкий Успенский и гродненский Рождества Пресв. Богородицы). В 1923 г. к Гродненской епархии был присоединен Новогрудский повят, ее территория включала помимо данного региона Августовский, Белостокский, Бельский, Гродненский, Сувалкский, Сокульский и Волковысский повяты Белостокского воеводства и Слонимский повят Новогрудского воеводства. В 1928 г. к Гродненской епархии были присоединены приходы Барановичского и Несвижского повятов.
В условиях преследования правосл. населения со стороны польск. властей и мер, принимаемых правительством Ю. Пилсудского для отделения польск. правосл. епархий от Русской Церкви, архиеп. Владимир отстаивал необходимость сохранения канонического единства с РПЦ. 13-14 июля 1922 г. этот вопрос обсуждался на Гродненском епархиальном съезде представителей духовенства, была принята резолюция, выражавшая протест против навязываемой автокефалии. Несмотря на протесты, в 1925 г. польск. правительство добилось от К-польского Патриарха издания акта о даровании автокефалии Польской Православной Церкви, частью к-рой стала Гродненская епархия. Священноначалие РПЦ не признало канонической законности этого акта.
В 1929 г. католич. Церковь в Польше инициировала дело о ревиндикации (отчуждении) храмов и имущества правосл. Церкви, принадлежавших до 1839 г. униатам. В Гродненской епархии католики требовали возвращения 174 церквей. Православным в судебном порядке удалось отстоять значительную их часть. Тем не менее у Гродненской епархии было отнято ок. 100 храмов, в т. ч. кафедральный Софийский собор, храм в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мурованке. В 1938 г. в Гродно была разобрана ц. во имя св. кн. Александра Невского. Имели место случаи насильственного захвата правосл. церквей католиками.
Польск. правительство совместно с католич. духовенством осуществляло политику полонизации правосл. Церкви и возрождения униатства, в т. ч. в пределах Гродненской епархии. В 1924 г. недалеко от Слонима был организован неоуниат. миссионерский центр Альбертин, в дер. Сынковичи действовал его филиал. Власти добивались использования польск. языка в правосл. богослужении, в проповедях, в преподавании Закона Божия. Несогласных священнослужителей лишали приходов, облагали денежными штрафами, арестовывали, депортировали в концентрационный лагерь в Берёзе-Картусской. Полонизации правосл. Церкви содействовали «общества православных поляков», а также созданный в Гродно в 1938 г. при поддержке властей «Польский православный научно-издательский институт».
В окт. 1939 г. территория епархии оказалась в составе БССР. Незадолго до введения советских войск в Зап. Белоруссию Гродненский еп. Савва (Советов) эмигрировал. Г. е. возглавил архиеп. Пантелеимон (Рожновский), прежде находившийся на покое: он был уволен за непризнание автокефалии правосл. Церкви в Польше. Патриарший Местоблюститель митр. Сергий (Страгородский) утвердил его правящим архиереем Пинско-Новогрудской епархии, в состав к-рой были включены гродненские земли. 24 июня 1940 г. указом митр. Сергия Гродненская епархия была восстановлена с названием Гродненская и Вилейская. Епархия объединила территорию бывш. Гродненской, Виленской и Пинско-Новогрудской епархий, кроме территорий, отошедших Литве, и включала 307 приходов. В окт. 1940 г. епархия вошла в Экзархат Зап. Украины и Зап. Белоруссии. 24 марта 1941 г. в епархии было учреждено Брестское викариатство во главе с еп. Венедиктом (Бобковским).
Во время Великой Отечественной войны территория епархии с городами Гродно, Волковыск и Белосток была присоединена нем. оккупационными властями к Вост. Пруссии. В 1941 г. архиеп. Пантелеимон назначил управляющим приходами на этой территории Брестского еп. Венедикта, жившего в Жировицком мон-ре. По благословению еп. Венедикта в Гродно и Жировичах открылись курсы по подготовке кандидатов в священнослужители. 6 окт. 1941 г. еп. Венедикт вместе с архиеп. Пантелеимоном принял условия Генерального комиссариата Белоруссии о подготовке к учреждению автокефальной Церкви. 3 марта 1942 г. на Соборе белорус. епископов было решено учредить 6 епархий, среди них - Гродненскую и Белостокскую во главе с архиеп. Венедиктом (Бобковским), вошедшим в Синод Белорусской правосл. Церкви. Архиеп. Венедикт не присутствовал на Всебелорусском Соборе 30 авг. 1942 г., где был утвержден статут Белорусской правосл. автокефальной Церкви, и не прислал от епархии делегатов.
В 1942-1944 гг. Гродненская епархия включала 15 благочиннических округов: Белостокский, Бельский, Великоберестовицкий, Верховичский, Волковысский, Гайновский, Гродненский, Зельвенский, Каменецкий, Остринский, Пружанский, Росский, Семятичский, Сокольский, на данной территории действовало 166 приходов. В первых числах июля 1944 г. в кафедральный Покровский собор Гродно были перенесены мощи мч. младенца Гавриила. В годы войны духовенство и паства епархии терпели притеснение с неск. сторон: от нем. оккупантов, от советских партизан и от солдат польск. Армии Крайовой. Деструктивной была также позиция по отношению к правосл. Церкви созданной в окт. 1943 г. марионеточной Белорусской центральной рады. 7 июля 1944 г., незадолго до вступления Красной Армии в Зап. Белоруссию, архиеп. Венедикт вместе с др. иерархами эмигрировал. С 1944 г., после восстановления в Белоруссии советской власти, репрессии против духовенства и церковных активистов со стороны властей приобрели массовый характер.
5 янв. 1946 г. в Гродно прибыл хиротонисанный в Москве 30 дек. 1945 г. еп. Варсонофий (Гриневич). Архиерей организовал в Гродно богословско-пастырские курсы, в 1947 г. в Жировичах открылась Минская ДС. В 1946 г. в Гродненской епархии действовало 73 прихода, объединенные в 9 благочиний, и 2 мон-ря: Жировицкий с 28 монашествующими и гродненский Рождества Пресв. Богородицы с 65 насельницами. Несмотря на то что в кон. 40-х гг. возобновилось богослужение в ряде правосл. храмов, власти запрещали крестные ходы, экспроприировалось церковное имущество, была закрыта гродненская Борисоглебская ц., в 1948 г. переданная местному историко-археологическому музею.
В 1951 г. под давлением властей Гродненская кафедра была упразднена, ее приходы вошли в состав Минско-Белорусской епархии. В результате укрупнения Гродненской обл. в 1954 и 1960 гг. на ее территории к февр. 1960 г. насчитывалось 197 действующих храмов. В ходе нового этапа гонений на Церковь (см. в ст. Н. С. Хрущёв) только в 1960 г. в Гродненской обл. было закрыто 53 храма, в т. ч. ц. арх. Михаила в Сынковичах и гродненский мон-рь Рождества Пресв. Богородицы. В 1985 г. в области действовало 73 церкви.
В 1989-1992 гг. правящий архиерей Минско-Белорусской епархии преосв. Филарет (Вахромеев) имел титул «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх всея Белоруссии». В этот период началось возвращение верующим храмов, в т. ч. таких древних святынь, как Борисоглебская (Коложская) ц., ц. Рождества Пресв. Богородицы в Мурованке (Маломожейково), ц. арх. Михаила в Сынковичах.
18 февр. 1992 г. решением Свящ. Синода РПЦ в пределах Гродненской обл. Белоруссии была восстановлена Г. и В. е., к-рую возглавил архиеп. Валентин (Мищук). В 1992 г. начались богослужения в гродненском мон-ре Рождества Пресв. Богородицы (14 дек. 2002 мон-рь получил статус ставропигиального и переведен под управление митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси), возобновлено издание «Гродненских епархиальных ведомостей». К 1994 г. в епархии действовал 81 приход, в клир епархии входило 59 священнослужителей. С 4 февр. 1996 г. Г. и В. е. возглавляет еп. Артемий.
При епархиальном управлении работают отделы: миссионерский, катехизический, издательский, по делам молодежи, действует Центр социальной помощи. В 1999 г. начали работу катехизические курсы для подготовки преподавателей воскресных школ, ежегодно на них обучается ок. 110 чел. В 54 воскресных школах обучается ок. 2 тыс. детей и взрослых. В приходах епархии создано 47 правосл. б-к. С 2001 г. в епархии ежегодно проводится фестиваль правосл. песнопений. С февр. 2002 г. еп. Артемий является председателем Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви.
В Г. и В. е. действуют 6 братств и 3 сестричества, их благотворительную работу координирует епархиальный Центр социальной помощи. Гродненские братства Владимирское (создано в 1993), Борисоглебское (создано в 1997), Софийское молодежное при Покровском кафедральном соборе Гродно (создано в 2001), во имя прп. Серафима Саровского при храме в честь Собора Белорусских святых ведут издательскую работу (с 1997 издается «Листок Свято-Владимирского братства»), опекают пациентов гродненских 2-й городской и областной больниц, осуществляют попечительство над школой-интернатом для детей с особенностями психофизического развития, проводят просветительскую и социальную работу среди больных и одиноких людей. Братства во имя св. апостолов Петра и Павла в Волковыске (создано в 2003), во имя мч. Гавриила при Покровском храме в дер. Поречье Гродненского р-на (создано в 2002) ведут социальную и просветительскую работу, способствуют восстановлению храмов. Правосл. сестричества во имя прав. Иулиании Ольшанской при Покровском кафедральном соборе (создано в 1997) и во имя мучениц Веры, Надежды, Любови при гродненской ц. в честь Собора Белорусских святых (создано в 2001) осуществляют опеку над инвалидами, престарелыми, людьми с алкогольной зависимостью, детьми из неблагополучных семей, над теми, кто пострадал от аварии на Чернобыльской АЭС. Сестричество во имя мч. Трифона при Ильинском храме г. Мосты Гродненской обл. (создано в 2002) ведет миссионерскую и социальную деятельность в городской больнице.
Священнослужители епархии окормляют пациентов гродненских областной и 2-й гор. больниц, заключенных в гродненской тюрьме, где имеется молитвенная комната, в колонии УЖ 15/11 Волковыска, где устроена домовая церковь.
В гродненском Покровском соборе хранятся частицы мощей мч. младенца Гавриила (до 1992 мощи здесь почивали целиком), прав. Иоанна Кормянского и прп. Евфросинии Полоцкой. В гродненском мон-ре Рождества Пресв. Богородицы и Благовещенском храме Волковыска находятся частицы мощей Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия .
До 1915 г. одной из главных святынь епархии была чудотворная Коложская икона Божией Матери, написанная в XVII в. Первоначально икона находилась в Борисоглебской (Коложской) ц., в 1853 г., после обрушения стен храма, икону перенесли в бывш. мон-рь бернардинок в Гродно, где разместился правосл. Борисоглебский мон-рь, в 1915 г. икона была эвакуирована в Москву, в наст. время ее местонахождение неизвестно. В храмах епархии почитаются совр. списки с чудотворного образа, в Борисоглебской ц. находится вышитая увеличенная копия Коложской иконы.
: еп. Иоаким (Левицкий; 13.01.1900 - 25.11.1903), еп. Никанор (Каменский; 26.11.1903 - 9.12.1905), архиеп. Михаил (Ермаков; 9.12.1905 - 1915), Белостокский еп. Владимир (Тихоницкий; сент. 1918 - кон. 1922, в. у.), архиеп. Алексий (Громадский; управлял епархией с 12.10.1922, 12.04.1923 - 15.04.1934 имел титул «Гродненский и Новогрудский», с 3.07.1928 архиеп.), еп. Антоний (Марценко; апр.1934 - сент. 1937), еп. Савва (Советов; 1937 - сент. 1939); архиеп. Пантелеимон (Рожновский; с 17 окт. 1939 управлял епархией как архиеп. Пинско-Новогрудский, 24.06.1940 - 3.03.1942 архиеп. Гродненско-Вилейский), архиеп. Венедикт (Бобковский; 3.03.1942 - июль 1944), еп. Варсонофий (Гриневич; 30.12.1945 - 18.11.1948), еп. Паисий (Образцов; 18.11.1948 - 13.12.1949), еп. Сергий (Ларин; 17.03.1950 - 1.02.1951); еп. Валентин (Мищук; 18.02.1992 - 26.02.1994), митр. Минский Филарет (Вахромеев; 26.02.1994 - 3.02.1996, в. у.), еп. Артемий (Кищенко; с 4.02.1996).
: Коложский во имя святых мучеников Бориса и Глеба (в Гродно, муж., учрежден ранее 1480, в 1612 занят базилианами, возведен на степень архимандритии, в 1839 воссоединился с Православием, в 1842 причислен ко 2-му классу, в 1854 переведен в центр Гродно, в бывш. католич. мон-рь бернардинок, основанный в 1621, в 1915 прекратил существование).
: супрасльский в честь Благовещения Пресв. Богородицы (муж., близ г. Белостока (Польша), основан в 1498, в нач. XVII в. принял унию, в 1839 воссоединен с Православием, прекратил существование в 1915, восстановлен как православный в 1989); жировицкий в честь Успения Пресв. Богородицы (в с. Жировичи Слонимского р-на Гродненской обл., муж., основан ранее 1587, в 1609 принял унию, в 1839 воссоединился с Православием, в наст. время ставропигиальный по отношению к митрополиту Минскому, экзарху Беларуси); красностокский в честь Рождества Пресв. Богородицы (в Красностоке (совр. Ружанысток, Польша), жен., основан в 1900, когда в него были переведены насельницы из гродненского мон-ря Рождества Пресв. Богородицы, ставшего приписным к Красностокскому, прекратил существование в 1915); Дрогичинский (в г. Дрогичине Бельского у. Гродненской губ., жен., приписной к Красностокскому мон-рю, устроен в 1905 на месте существовавшего в 1500-1842 Троицкого муж. мон-ря, прекратил существование в 1915).
В наст. время на территории Г. и В. е. действует ставропигиальный мон-рь Рождества Пресв. Богородицы (в Гродно, жен., учрежден в 1843 в корпусах базилианского мон-ря, основанного в 1635 при Пречистенской ц. XII в., в 1900 насельницы переведены в красностокский мон-рь Рождества Пресв. Богородицы, к к-рому гродненская обитель стала приписной, закрыт в 1960, восстановлен в 1992, с 14 дек. 2002 ставропигиальный по отношению к митрополиту Минскому, Экзарху Беларуси).
На территории Городно, являвшегося в XII - 1-й пол. XIII в. центром удельного княжества, сохраняются древнейшие памятники этого региона. Археологические раскопки на Замковой горе (1932-1933, 1937-1939 - польск. ученые Ю. Йодковский, Я. Войцеховский, З. Дурчевский; 1949 - Н. Н. Воронин) выявили существование здесь в кон. XI в. деревянной крепости.
Во 2-й пол. XII в. на правом высоком берегу р. Неман, напротив Замковой горы, была сооружена Борисоглебская (Коложская) ц. (80-е гг. XII в.; сохр. не полностью: глава утрачена до XVIII в.; юж. и часть зап. стены, юж. апсида - во 2-й пол. XIX в.) (см. ст. Гродненский Коложский во имя мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь).
В кон. XII в. на Замковой горе была построена каменная, т. н. Нижняя церковь (сохр. части стен высотой до 3,5 м и столбов, фрагменты конструкций и декора). Церковь представляла собой прямоугольную в плане постройку (16,8´ 11,6 м), со скошенными углами, ориентированную по оси «восток-запад», с 6 столбами, 4 из к-рых со срезанными углами поддерживали купол, смещенный к западу, а 2, вероятно, являлись продолжением внутренних стен, разделявших апсиды и имевших арочные проемы. Из 3 апсид храма конструктивно была выделена лишь центральная, боковые имели ниши в вост. стенах. Предполагается, что у храма было позакомарное покрытие. Входы располагались с зап., сев. и юж. сторон; входные проемы и окна имели арочные завершения. В юго-зап. углу сохранился фрагмент витой лестницы, ведшей на хоры. Стены были сложены из плинфы сплошной порядовой кладкой с включением валунов и кувшинов-голосников. Фасады, а также внутренние стены были разделены лопатками, отвечавшими расстановке столбов в интерьере; по углам лопатки отсутствовали. Храм был декорирован майоликовыми вставками в форме креста и розеток коричневого и зеленого цветов. Сохранившийся пол выложен диагональными рядами майоликовых плиток зеленого, желтого и коричневого цвета; в подкупольном пространстве рисунок пола представляет собой 5 орнаментированных кругов, вписанных в равноконечный крест.
В этот же период была сооружена 6-столпная Пречистенская ц. на Подоле в Городно (с 1635 храм базилианского мон-ря, с 1843 правосл. (см. ст. Гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь); сохр. фундамент); строительство 6-столпного храма в Волковыске предположительно остановилось на уровне фундамента.
Отличительной особенностью местной архитектурной школы стало «украшение фасадов зданий разноцветными камнями-вставками и майоликовыми плитками (Нижняя и Коложская церкви)» (Белорус. археология. С. 102). Городенская школа зодчих была синтезом волынской (строительные традиции) и полоцкой (архитектурные формы и производство кирпича) школ (Раппопорт П, А. Зодчество XII в. на территории Белоруссии // Древнерус. гос-во и славяне: Мат-лы симп. Минск, 1983. С. 116-118; ср.: Чернявский И. М. Пречистенская церковь XII в. // Там же. С. 119-121).
В сер. XIII в. Городно вошел в состав Великого княжества Литовского. О строительстве каменных храмов в этот период сведений не обнаружено. В кон. XIV в. вел. кн. Литовский Витовт заменил деревянную крепость города каменной и построил в готическом стиле новый княжеский дворец (Старый, или Верхний, замок), а невдалеке от ворот крепости - т. н. Нижний замок, также обнесенный каменными стенами. В зап. части Старого замка, на месте Нижней церкви, в кон. XIII - нач. XIV в. была сооружена небольшая т. н. Верхняя церковь (Воскресенская) (открыта археологами в 1933, перенесена в отдельный павильон Гродненского историко-архитектурного музея; сохр. вост. половина фундамента, часть юж. стены с юго-зап. углом, основания 2 столбов и часть их кладки). Техника кладки Верхней церкви близка к технике кладки Нижней и Борисоглебской (Коложской) церквей, что свидетельствует о ее принадлежности гродненской школе зодчества. План аналогичен древнерус. одноапсидным храмам: квадратная в плане постройка (8,9´ 8,9 м) со срезанными углами, ориентированная по оси Нижней церкви, с полукруглой апсидой, равной по ширине основному объему, с входом с зап. стороны, возможно, со сводчатым перекрытием; в проеме апсиды располагались 2 крестообразных в плане столба со срезанными углами.
Источники XVI в. сообщают о существовании в городе неск. правосл. храмов, большинство из к-рых были деревянными (Воскресенский, Троицкий, Николаевский, Симеоновский, Крестовоздвиженский). На месте совр. мон-ря Рождества Пресв. Богородицы находилась каменная Пречистенская ц. (по археологическим данным, построена в XII в., первое упоминание в документальных источниках в 1506, уничтожена пожарами в 1647 и 1654, сохр. фундамент). Общий вид города и схематичное изображение его храмов показано на гравюре 1568-1572 гг. (Braun G. Civitates orbis terrarum colonial. Köln, 1576).
С кон. XV до сер. XVII в. на землях Великого княжества Литовского возводили каменные храмы оборонного типа. Прототипом подобных сооружений стал собор Св. Софии в Полоцке, перестроенный в кон. XV - нач. XVI в. в храм-крепость, на территории Гродненщины это правосл. храмы в честь Рождества Пресв. Богородицы в дер. Мурованке (Маломожейково) и во имя арх. Михаила в дер. Сынковичи. в архитектуре этих храмов прослеживается влияние древнерус. и зап. строительных традиций, а также достижений европ. Возрождения. Ц. в честь Рождества Пресв. Богородицы в Мурованке (1524; значительно пострадала в 1656, во время русско-польск. войны, и в 1706, в годы Северной войны, от обстрела войск Карла XII; в 1871-1872 подверглась капитальному ремонту) - прямоугольная в плане (15´ 13,5 м) 4-столпная постройка с полукруглой апсидой, почти равной по ширине храму, 4 башнями по углам основного объема, перекрыта 2-скатной кровлей с высоким щипцом на зап. фасаде. Внешнее оформление храма имеет ярусное построение: 1-й ярус полностью лишен декора; во 2-м ярусе юж. и сев. стены имеют по 3 окна (увеличены во время ремонта в XIX в.), углубленных в перспективные ниши, между окнами - по 2 высоких узких ниши, на башнях - ряд сдвоенных ниш, служащих декоративным оформлением бойниц; 3-й ярус боковых фасадов украшен сдвоенными нишами в стиле ренессанса. Главный фасад декорирован 3 равновеликими нишами с лучковым завершением, в центральной - круглое окно. Выше по всему периметру стен и башен помещен ряд бойниц под завершающим фасады профилированным карнизом. Фигурный щипец разделен на 3 яруса ренессансной аркатурой и завершен, как и все башни, крестом на «яблоке». Апсида украшена 3 окнами, как на фасаде. Полуциркульные ниши украшают вост. стену храма выше апсиды. В интерьере 8-гранные столбы с профилированными базами и капителями делят пространство на плановые ячейки, перекрытые звездчатыми сводами с нервюрами; апсида отделена от основного объема широкой стрельчатой аркой; в зап. части размещены хоры, опирающиеся на 2 столба. Храм был расписан, фрески не сохр. В XIX в. облик церкви был изменен в результате ремонтов (1817, 1871-1872): к главному фасаду пристроен низкий притвор с декоративными башенками впереди, зап. башни надстроены на один ярус, где были размещены колокола, в вост. башнях разобраны винтовые лестницы, понижены кровли, заново выложены карнизы стен, увеличены оконные проемы, заложена часть бойниц. До нач. XIX в. вход в храм имел подъемные двери-герсы.
Церковь во имя арх. Михаила в Сынковичах (1-я пол. XVI в., апсиды и вост. башни, возможно, перестраивались позднее) близка по архитектуре к церкви в Маломожейкове: это прямоугольная в плане, 4-столпная постройка, перекрытая высокой 2-скатной кровлей, с 4 оборонными башнями по углам (зап. башни - граненые, вост.- круглые в плане). 3 апсиды объединены под одной кровлей благодаря системе ступенчатых переходов между верхними частями полукружий апсид. Фасады храма и апсиды имеют окна стрельчатых очертаний, углубленные в ниши (по 2 - на сев. и юж. стенах, по 1 - на каждой апсиде и зап. фасаде). Зап., сев., юж. стены завершены карнизом, переходящим на башни и разделяющим их на 2 яруса; в карнизе устроены бойницы и машикули. Фронтон главного фасада оформлен 5 рядами одиночных, сдвоенных и строенных ниш, фронтон вост. фасада - сдвоенными нишами; первоначально ниши были выбелены. Апсиду украшает аркатурный поясок, переходящий на стены вост. башен. В интерьере 4 столба поддерживают крестовые своды с нервюрами; центральная и сев. апсиды перекрыты крестовыми сводами, юж. апсида - звездчатым. Квадратные в основании столбы выше имеют форму 8-гранных с 4 вогнутыми гранями. Внутренние стены церкви расчленены лопатками, к-рые объединяются со столбами подпружными арками. Витые лестницы, расположенные в башнях, соединяют пространство храма с помещением над сводами, где размещен оборонный ярус. В 1880-1881 гг. с зап. стороны был пристроен притвор, сооружена главка над апсидой, перед храмом построена 2-ярусная квадратная в плане звонница, завершенная шатром.
В 1494 г. вел. кн. Литовский Александр основал в Городно 1-й католич. (бернардинский) муж. мон-рь. В XVI-XVII вв. здесь появились мон-ри мн. орденов католич. Церкви (доминиканский, 1551 или 1553; бернардинский жен., 1620; францисканский, 1635; бригитский, 1643; кармелитский, ок. 1650), иезуитская миссия (1622, с 1625 резиденция, с 1664 коллегия) и костел (1647-1663, освящен 1667, фрески сер. XVIII в.), униат. базилианский мон-рь (1626). Большинство зданий этого периода построено в стиле барокко.
Заключение Брестской унии (1596) прервало строительство правосл. храмов на гродненских землях. До кон. XVIII в. Гродно оставался католич. и униат. городом. В 1700 г. здесь завершилось строительство иезуитского костела, в 1701 г. был построен доминиканский, в сер. XVIII в. перестроены кармелитский и францисканский костелы. В 1728 г. возник бонифратерский мон-рь. В 1726-1751 гг. по проекту итал. архит. И. Фонтаны был сооружен каменный собор униат. базилианского мон-ря в честь Рождества Пресв. Богородицы в Гродно (освящен в 1756; в 1843 преобразован в правосл.; см. ст. Гродненский в честь Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь).
Строительство правосл. храмов в этой местности было возобновлено лишь после разделов Польши и присоединения этой территории к России (1795) (ц. арх. Михаила в Изабелине, кон. XVIII в., 1863, 1924). В 1807 г. как правосл. кафедральный в честь Св. Софии собор был освящен фарный костел в Гродно (кон. XVI в.; перестроен в 1753, 1782; в 1804 передан православным, в 1929 - католикам; взорван в 1961). Первоначальная постройка с использованием готического и ренессансного стилей и элементов оборонного зодчества представляла собой 3-нефную однобашенную базилику с 5-гранной апсидой, боковыми сакристиями и часовней; 4-ярусная прямоугольная в плане башня-звонница была фланкирована цилиндрическими оборонными башнями; между стрельчатыми окнами боковых фасадов помещались контрфорсы, объединенные вверху аркатурой. В 70-х гг. XIX в. собор был перестроен архит. С. П. Гурьевым в ретроспективно-рус. стиле; после пожара 1892 г. вновь перестраивался по проекту варшавского епархиального архит. Н. М. Чагина в русско-визант. стиле; ремонты, произведенные после пожаров 1923 и 1935 гг. архитекторами В. Ганебергом и А. Сосновским, придали храму неоготические черты.
В кон. XVIII - 1-й пол. XIX в. среди построек на Гродненщине преобладал тип храма, ведущий происхождение от деревянных церковных построек Белоруссии: это прямоугольные в плане зальные церкви с 2-скатной или вальмовой кровлей, иногда с главкой на ней, с 1 полукруглой или прямоугольной, не выделенной снаружи апсидой, с башней-звонницей, врубленной над входом или пристроенной к храму с зап. стороны. Сходные архитектурные композиции были характерны как для каменного, так и для деревянного зодчества (каменная ц. св. Георгия в Словатичах, кон. XVIII - нач. XIX в.; деревянные: ц. в честь Преображения Господня в Комотове, 1844-1846; ц. апостолов Петра и Павла в Волпе, 1859). С кон. XVIII в. каменное строительство в Белоруссии, в т. ч. на гродненских землях, развивалось в связи с архитектурой России и классическим стилем, черты к-рого проявлялись в типологически традиц. постройках. Так, ц. свт. Николая в Н. Самуйловичах (1-я пол. XIX в.) имеет классический рустованный зап. фасад с высоким аттиком и треугольным фронтоном; деревянная ц. Рождества Пресв. Богородицы в Пацевичах (1867) украшена звонницей над входом в виде классической беседки-ротонды. В архитектуре ц. св. Анны в Задворянах (1-я пол. XIX в.) наиболее ярко прослеживаются традиции местного зодчества в сочетании с классическим стилем: это прямоугольная в плане постройка с 2-скатной кровлей, над зап. частью к-рой помещена маленькая главка с крестом; полукруглая апсида одинаковой высоты с храмом, к апсиде с 2 сторон примыкают прямоугольные пристройки с 2-скатными кровлями. Зап. фасад выдержан в стиле классицизма: 3-ярусная 4-угольная в плане колокольня, с украшенным колоннами и 3-угольным фронтоном средним ярусом, встроена в стену зап. фасада, к-рая шире и выше основного объема храма.
С использованием нек-рых черт стиля ампир были сооружены традиц. прямоугольные в плане церкви с 2-скатными кровлями: апостолов Петра и Павла в Горностаевичах, с 6-колонным портиком перед входом (1-я пол. XIX в.); в честь Покрова Пресв. Богородицы в Белавичах (1822), декорированная пилястрами.
К постройкам этого стиля относится монументальная ц. свт. Николая в Дубно (1844, реконструирована в 1864 губ. архит. В. Михаэлисом) с планом типа вписанного креста, 5 луковичными главами (на высоком круглом барабане над средокрестием и 4 - на башнях над угловыми ячейками), прямоугольной в плане центральной апсидой с примыкающими округлыми апсидами приделов. Все фасады разделены карнизом на 2 яруса, завершаются аттиками, оформлены рядами полуциркульных и полукруглых над дверями окон, выдержанных в едином масштабе. В интерьере 4 столба сложной трапециевидной формы поддерживают купол на световом барабане, где сохранились росписи (Деисус в куполе и изображения святителей в барабане).
С 60-х гг. XIX в. церкви на Гродненщине строили преимущественно в ретроспективно-рус. стиле; наиболее распространенным стал тип небольшого приходского храма с осевой композицией (колокольня - трапезная - храм - алтарь), кубическим квадратным в плане основным объемом, перекрытым 4-скатной кровлей с главкой на ней, округлой или прямоугольной, иногда со скошенными углами, апсидой, ярусной колокольней, увенчанной шатром (аналогичные сооружения известны в Минской и Брестской областях). Одной из первых подобных построек стала ц. арх. Михаила в г. Щучине (1863), сев. и юж. фасады к-рой разделены пилястрами на 3 прясла с высокими окнами со стрельчатыми архивольтами, завершенные карнизами с поребриком и крупными кокошниками (килевидными по углам, треугольными в центре), напоминающими позакомарное покрытие. Граненая кровля увенчана луковичной главкой на глухой шее. 2-ярусная колокольня завершена шатром; ее нижний 4-угольный в плане объем декорирован, как и храм, пилястрами по углам и карнизом с поребриком; верхний 8-гранный ярус звона имеет 4 арочных проема, оформленные колонками и стрельчатыми архивольтами.
В апр. 1864 г. в Гродненской губ. был создан т. н. Временный комитет по сооружению правосл. церквей, в 1865 г. переименованный в Гродненский губернский, в 1868 г.- в Гродненское губ. церковно-строительное присутствие, возглавляемое губернатором города. В компетенцию присутствия входили: надзор за состоянием правосл. церквей и перестройкой католич. храмов в православные, составление проектов и смет построек. За 22 года работы присутствия было построено ок. 100 храмов, многие из к-рых сооружали по типовым проектам с использованием местного бутового камня, часто без отделки штукатуркой снаружи. Так, схожи по архитектуре церкви Покрова Пресв. Богородицы в дер. Орля, Св. Духа в дер. Озёры (обе - 1866) и Покрова в дер. Первомайской (2-я пол. XIX в.), основные кубовидные объемы к-рых с 4-скатными кровлями и главками декорированы широким рустом по углам, аркатурным пояском под карнизом; на сев. и юж. фасадах, боковых гранях прямоугольных апсид помещены окна-бифориумы, обведенные стрельчатыми архивольтами. Таким же образом оформлены 3-ярусные с шатрами колокольни, имеющие незначительные отличия в отделке.
По единому проекту построены церкви: Успенская в дер. Коптевке (1864-1868), св. Димитрия в дер. М. Берестовица (1866), Успения Пресв. Богородицы в дер. Ятвеск (1873-1876), свт. Николая в дер. Рымки (1876). Все постройки выполнены из бутового камня, неоштукатурены, углы объемов декорированы пилястрами, фасады завершены аркатурными фризами; полуциркульные окна (сдвоенные на фасадах храмов и трапезных, одинарные на стенах нижнего яруса трапезной) имеют обрамление в виде лучей. 3-ярусные колокольни (2 нижних яруса - квадратные в плане, ярус звона - 8-угольный) декорированы стилизованными аркатурными поясами, кокошниками над арками звона, увенчаны шатрами. Подобные храмы продолжали строить в этой местности и в нач. ХХ в. (ц. Рождества Пресв. Богородицы в дер. Раковичи, 10-е гг. XX в.). Церковь в честь Успения Пресв. Богородицы в дер. Гольни (1903) в целом повторяет композицию и декор памятников этого типа, но имеет с вост., сев. и юж. сторон основного объема 3 полукруглые апсиды, придающие храму форму триконха.
Церковь Покрова Пресв. Богородицы в дер. Олекшицы (1865-1871, проект архит. Михаэлиса), сохраняя типичную для указанного периода композицию относится к др. ряду построек. Храм имеет кубовидный объем с невысокой 4-скатной кровлей, увенчан достаточно крупной луковичной главой на 8-гранном барабане; апсида прямоугольная в плане, со скошенными углами; с запада пристроена трапезная и 2-ярусная колокольня, увенчанная шатром с луковичной главкой. Храм оштукатурен, украшен по углам объемов пилястрами с декоративными нишами, стрельчатыми окнами (2 - на сев. и юж. фасадах, по 1 - на боковых гранях апсид, стенах трапезной и колокольни) и арками звона. К архитектуре этого храма близок типовой проект губ. архит. И. Каленкевича, использованный при постройке церквей Крестовоздвиженской в дер. Головачи и св. кн. Александра Невского в дер. Индуре (обе 1881, проект 1877). В отличие от церкви в Олекшицах эти постройки имеют большие 5-гранные апсиды, иное оформление: более развитые карнизы с филенчатым фризом, килевидное обрамление окон и арочных проемов звона.
Типологически отличаются от перечисленных построек церкви с планом в виде креста. Так, ц. Преображения Господня в пос. Острына (1875) имеет центральный кубовидный объем со скошенными углами, к к-рому примыкают равные вост. (апсида), сев. и юж. (приделы) и удлиненный зап. (трапезная) рукава креста. Над средокрестием помещен 8-гранный с заломом шатер с луковичной главкой. С запада пристроена 3-ярусная колокольня, увенчанная шатром. Храм сложен из бутового камня, декорирован белеными деталями: пилястрами по углам объемов, городчатыми фризами, обрамлениями арочных оконных проемов. Аналогичная композиция характерна для ц. св. Иоанна Предтечи в дер. Лунна (1886): шатер на высоком световом барабане, полукруглая апсида, примыкающая к вост. рукаву планового креста, звонница, помещенная над трапезной; особенностью являются округлые пристройки в углах рукавов планового креста.
Среди построек 2-й пол. XIX в. выделяется монументальный каменный 5-главый храм Преображения Господня в дер. Деречин (1863; обновлен в 1868); центральный кубовидный объем имеет план типа вписанного креста, к нему с востока примыкает прямоугольная в плане апсида, с запада - симметричный апсиде притвор, сообщающие постройке крестообразную композицию. Сев. и юж. фасады расчленены лопатками на 3 прясла, разделены карнизом на 2 яруса, в верхнем из к-рых помещены полуциркульные окна, обведенные килевидными архивольтами; в нижнем ярусе, в центральных пряслах и на главном фасаде - такой же формы двери, обведенные вместе с окнами 2-го яруса едиными архивольтами. Углы объемов отмечены пилястрами; фасады завершают карниз с сухариками и аттик. 5 глав храма, выполненные из дерева, имеют аналоги в др. постройках в Белоруссии этого периода (напр., одноглавые ц. Св. Троицы в дер. Ст. Крупец, 2-я пол. XIX в., и ц. Рождества Богородицы в дер. Красный Партизан, нач. ХХ в., обе - в Гомельской обл.) и представляют собой 8-угольные световые барабаны, увенчанные шатрами с луковичными главками, центральный из к-рых, помещенный над средокрестием, крупнее расположенных над угловыми ячейками. На гранях барабанов - полуциркульные окна (8 - на центральной, по 4 - на боковых главах); ребра граней оформлены пилястрами; над каждой гранью помещены килевидные кокошники, под окнами боковых глав - декоративные балюстрады. В интерьере храма сохранились росписи.
Типологически был близок церкви в Деречине несохранившийся храм во имя св. кн. Александра Невского в Гродно (1866-1871, освящ. 4 апр. 1870; разобран в 1938; архитекторы Гурьев и Джаневский), построенный в честь спасения имп. Александра II от покушения в 1866 г.
В нач. ХХ в. на территории Белоруссии строили храмы в рус. стиле, воспроизводящие узорочье XVII в. Совр. кафедральный собор Покрова Пресв. Богородицы (1904-1905, по проекту архит. М. Прозорова, строительство под рук. инженера Савельева; построен для войск Гродненского гарнизона в память офицеров и низших чинов 26-й артиллерийской бригады, погибших в русско-япон. войну) имеет план 3-нефной базилики с 5-гранной апсидой. Над алтарной частью возведен невысокий четверик с пятиглавием, над зап. частью храма - 8-гранная шатровая колокольня; углы боковых нефов отмечены небольшими шатрами с главками. Боковые фасады храма ритмично расчленены прямоугольными оконными проемами, простенки между ними украшены лопатками с ширинками. Храм имеет насыщенный декор: кокошники, витые колонки, карнизы, килеобразные завершения наличников, перспективные порталы, рельефные кресты на фасадах, аркатурные пояса на барабанах и т. д. В интерьере 12 столбов с перекинутыми между ними арками делят пространство на 3 нефа, каждый из к-рых перекрыт плоским плафоном с орнаментальной росписью.
Храм во имя св. Анны в дер. Межиречи (1903) построен с использованием элементов рус. и романского стилей. Это прямоугольная в плане постройка с возвышающимся четвериком, увенчанным луковичной главой на барабане. С востока примыкает 3-гранная апсида, с запада - притвор с расположенной над ним звонницей (восьмерик на четверике), завершенной шатром. Главный вход украшен порталом с вимпергом; фасады расчленены полуциркульными оконными проемами, сдвоенными на стенах ризалитов благодаря спаренным колонкам; углы объемов оформлены колонками, врезанными в угловые ниши. Фасады украшены аркатурными и зубчатыми фризами, рельефными крестами, поясом кокошников у основания шатра звонницы.
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в дер. Мильковщина (1908) имеет план в форме лат. креста, над средокрестием поставлен четверик, увенчанный пятиглавием, над зап. частью трапезной - шатровая колокольня. С востока примыкает 3-гранная апсида, в вост. углах планового креста находятся пониженные пристройки диаконника и жертвенника. Храм декорирован кокошниками, тягами, ширинками, гирьками, карнизными поясами с нишками, зубчиками, поребриком и т. д.
Во 2-й пол. XIX - нач. ХХ в. в гродненских землях строились каменные храмы, заменявшие прежние деревянные. К 1914 г. количество храмов достигло 600.
Совр. этап вновь образованной Г. и В. е. характеризуется открытием новых приходов, возвращением верующим храмов, их восстановлением и строительством новых (деревянная ц. ап. Иоанна Богослова в дер. Демброво, 1993; каменные церкви: равпоап. кнг. Ольги в Гродно, 1995; в честь Собора Белорусских святых в дер. Верейки, 1995; иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в г. Мосты, 1997).
Древние памятники Гродно с напольными плиточными орнаментами (Пречистенская, Нижняя церкви) и майоликовый декор стен Борисоглебской (Коложской) ц. напоминают узорочье московских церквей XVII в. и свидетельствуют о высоком уровне монументально-декоративного искусства. Существование в XII в. церковной живописи подтверждают росписи Борисоглебской (Коложской) ц., известные по рисункам сер. XIX в. В. В. Грязнова; металлические пластины алтарной преграды с образами Федота (?), Павла и Симеона из раскопок Нижней церкви; медальон с изображением вмч. Димитрия Солунского из раскопок на Замковой горе в Волковыске в р-не каменного храма XII в. В XII-XIII вв. Городно был связан с Волынью, и можно предположить наличие общих черт в искусстве этих центров.
Т. н. эпоха крепостей XIII-XV вв. была временем неблагоприятным для развития церковного искусства. Неск. столетий Городно оставался слав. городом среди смешанного населения Чёрной Руси, постепенно становившимся христианским. Еще в XIX в. в церкви в Скиделя сохранялась балка с резной записью священника о крещении в 1553 г. в ней ятвягов (Живописная Россия. СПб., 1882. Т. 3. С. 193). Существуют немногочисленные свидетельства о возникновении сельских приходов в XV в. (1407, церковь в Маломожейкове). О скромном убранстве церквей Зап. Руси в этот период писал в «Истории Русской Церкви» митр. Макарий (Булгаков), он же отмечал перемены, происшедшие в нач. XVI в. (Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 171-172). В 1498-1500 гг. А. И. Ходкевич и Смоленский еп. Александр (Солтан) основали мон-рь в Супрасле, впосл. имевший важное значение в церковной жизни и культуре Гродненщины и Подляшья. Росписи Благовещенской ц. в Супрасле серб. мастерами (1557) должны были привнести в церковную живопись местных мастеров балканские черты.
С Борисоглебским мон-рем при Борисоглебской (Коложской) ц. в Гродно, известном с 80-х гг. XV в., связано первое упоминание о гродненских иконописцах - архим. Ионе (грамота кор. Боны, 1546) и его ученике Офанасе Онтоновиче (произведения обоих неизв.). Из документа следует, что архим. Иона призвал Офанаса к суду за то, что тот не отработал при нем положенных 6 лет в качестве платы за обучение. Художник же утверждал, что был у Ионы не учеником, а помощником. Суд обязал Офанаса отработать год, а Иону рассчитаться с ним за труды 2 копами денег или куском пурпурного бархата.
Опустошительная война 1654-1667 гг. не пощадила памятников иконописи в Гродно. О нек-рых, сохранившихся в сельских приходах, сообщают разные источники. В Георгиевской ц. в с. Котра еще в 1866 г. находилась больших размеров житийная икона вмч. Георгия («...изображены страдания и чудеса св. Георгия с славянскими надписями» - Литовские ЕВ. 1866. № 9. С. 346-357) с надписью 1560 г. о пожертвовании ее в церковь Иваном Верещинским; почиталась и католиками. В церкви в Котчине, владении кн. Феодора Полубенского, тогда же упоминается чудотворная икона свт. Николая на кипарисовой доске, в серебряной ризе. Древний храмовый образ на доске вмч. Димитрия Солунского и колокол 1579 г. были в церкви в М. Берестовице. Нек-рое представление о доуниатской иконописи дает икона Божией Матери «Одигитрия» (происходит из кладбищенской церкви с. Губинка, XVI в., МДБК), написанная темперой на доске с ковчегом, она отмечена чертами белорус. школы.
Заключение церковной унии (1596) не вызвало мгновенной реакции в церковном искусстве. В храмах с переходом их в униатство сохранялись иконостасы, напр., в маломожейковской церкви в 1660 г. упоминаются «Деисус писаны преоздоблены» и чтимый образ Божией Матери. Однако в этом пограничном с Подляшьем и Литвой регионе уже в XV-XVI вв. было немало католич. храмов с алтарями, выполненными в традициях западноевроп. живописи. Поэтому здесь раньше, чем в др. местах Белоруссии, проявилось влияние ренессансно-барочной живописи на традиц. иконопись, как в иконографии, так и в технологии (замена деревянной основы холстом, темперно-масляная техника). Характерный пример такого синтеза представляет алтарный образ вмц. Параскевы с житием (происходит из церкви в Песках, 1646, МДБК), связанный с заказом подканцлера Великого княжества Литовского Казимира Льва Сапеги (1609-1656). Средневек. иконография образа вмц. Параскевы и плоскостная трактовка доличного сочетаются с цветущей «земной» красотой лика, а лаконичные житийные клейма, вписанные по периметру в резной позолоченный фон, напоминают типичную композицию католич. алтарного образа «Богоматерь Розариум» (МДБК). В эпоху барокко Гродно находился в постоянных художественных контактах с Вильно. Образ вмц. Параскевы, возможно, принадлежит неизвестному мастеру из «сапеговского» (виленского?) круга и свидетельствует о сохранении в XVII в. иконописной традиции и в столичной церковной живописи, более др. подверженной новшествам. Наиболее известный пример белорус. иконописи XVII в. из Гродно - Коложская икона Божией Матери (исчезла во время эвакуации в 1915). Еще накануне первой мировой войны местночтимые чудотворные иконы Божией Матери сохранялись в Раковичах, Собакинцах (известно о паломничестве к ней в 1705 Станислава Лещинского), Котре, Кашубинцах, Черлёне.
Во 2-й пол. XVII в. в храмах, ставших униатскими, иконостасы постепенно уступили место архитектурным алтарям (ц. арх. Михаила в Острове, 1693), во 2-й четв. XVIII в. этот процесс, санкционированный Замойским Собором 1720 г., стал всеобщим. В этой эволюции Гродненщина опережала др. регионы, напр. Полесье. Иногда в храмах сохранялся местный ряд с царскими вратами и иконами Спасителя и Богоматери, ставшими боковыми алтарями. Количество алтарей было невелико, тем самым значительно уменьшалась потребность в иконописи. В течение XVIII в. (особенно к сер. XVIII в.) алтарная живопись униатских храмов все активнее усваивала барочную экспрессию и декоративность, в основном это касалось сюжетных сцен («Благовещение», происходит из церкви в Комотове, сер. XVIII в., МДБК). Однако иконография Спасителя и Божией Матери сохраняла традиц. черты XVII в., допуская свободу в изображении второстепенных персонажей, напр. ангелочков-путти, держащих корону над головой Богоматери (икона «Богоматерь с Младенцем», происходит из церкви в Мостах, 1-я пол. XVIII в., МДБК). Иконография большинства Богородичных образов относится к типу «Одигитрия» Виленского извода (т. е. восходит к иконе Богоматери «Одигитрия» из Виленского Свято-Духова мон-ря; не сохр., известна по гравюре мон. Антония (Тарасевича) 2-й пол. XVII в.), а также восходит к иконам Богородицы «Смоленская», «Ченстоховская», «Римская» «Снежная». В посл. четв. XVIII в. в алтарной живописи заметно смешение черт позднего барочного монументализма и раннего классицизма («Св. Анна с Марией» и «Св. Илия Пророк», происходят из церкви в Комотове, 1797, МДБК). Произведения этого своеобразного местного стиля разного уровня мастерства, в т. ч. примитивные образцы, продлили существование церковной живописи до конца церковной унии (1839), они вошли и в ряд иконостасов 30-х гг. XIX в., созданных по указанию митр. Иосифа (Семашко). Отдельные иконы этого периода, напр. «Богоматерь Умиление», «Вмц. Параскева» (обе - в МДБК), обнаруживают черты классицизма.
В сер. XIX в. белорус. церковная живопись утратила местное своеобразие. С 60-х гг. XIX в. началось массовое строительство каменных церквей по типовым проектам епархиальных архитекторов, заполнявшихся церковно-академической живописью общероссийского характера. Иконостасы «по выданному чертежу», ориентированному на «новгородский образец», изготовлялись местными мастерскими (в Гродно делал и золотил иконостасы «по рисункам и моделям» Бернард Бергель, 1866), однако иконы для них часто поступали из Москвы или С.-Петербурга по заказу либо от жертвователей (села Лаша, Мостовляны, Деречинка и др.). Для иконостаса церкви в Скиделя иконы, «писанные на дереве лучшим художником» в Москве, прислала кнг. Н. Б. Трубецкая (урожд. кнж. Святополк-Четвертинская). Нередко благотворителями были московские приходы и купцы. Из обширного круга московской позднеакадемической иконописи больше всего работ принадлежит А. И. Титову. Ряд живописных икон выполнен виленскими худож. Е. А. Молокиным, акад. Васильевым. В церкви, устраиваемые после 1863 г. из бывш. костелов, имп. Александром II специально отправлялись дары, чаще всего образ Спасителя, Казанскую икону Божией Матери, реже - св. кн. Александра Невского, как правило в серебряных окладах и киотах.
Примеры храмовой росписи на Гродненщине даже в XIX в. единичны и встречаются в виде отдельных сюжетов (напр., «Св. Троица» в куполе церкви в Дубно). Возврат интереса к визант. живописи в нач. XX в., в т. ч. на территории Белоруссии, привел к распространению неовизант. иконописи - письмо на досках с золочеными фонами.
Скульптура в униатских храмах вопреки существующему мнению не имела преобладающего значения. В XVII в. известны ее отдельные примеры (большая резная фигура Иисуса Христа в церкви в Маломожейкове, 1660), распространение памятников скульптуры, нередко в виде образцов т. н. народного примитива, начинается лишь во 2-й пол. XVIII в. Особенно многочисленны были «Распятия», часто выполнялись скульптуры апостолов, а также «Иисус Христос перед Пилатом» - повторение виленской чудотворной скульптуры «Иисус Христос» в костеле тринитариев в Вильно на Антоколе.
Иллюминированные рукописи с территории совр. Г. и В. е. не сохранились. В 1864 г. из церкви в Маломожейкове было вывезено рукописное Евангелие в богатом переплете, упоминаемое в 1655 г. как древнее, однако до наст. времени его судьба неизвестна.
В Гродненском историко-археологическом музее хранится напрестольный крест, сделанный в 1789 г. по заказу архим. Коложского мон-ря Зосимы (Калковича), вероятно, белорус. происхождения, но связь его с мон-рем не очевидна. Во 2-й пол. XIX - нач. XX в. церковная утварь поступала преимущественно из московских мастерских.